Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

  

 

Христорождественский храм и Борисоглебский храм. Город Юрьев-Польский.

 

Ансамбль Христорождественской и Борисоглебской церквей представляет собой характерный образец «парных церквей», типичных разве что только для Суздальского и Юрьевского районов. Обе эти церкви занимают место древних несохранившихся Космодамиановской и Борисоглебской, упоминание которых относится к 1613 году. Приблизительная дата постройки ныне стоящей Христорождественской церкви — 1792 год и Борисоглебской — 1808 год. Церковь Рождества Христова была летней и имела три престола: главный — Христорождественский, боковые во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и во имя святой великомученицы Параскевы.

Зимняя Борисоглебская церковь с одним престолом в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба.

К сожалению до наших дней не сохранилась каменная колокольня с часами.  Внутреннее убранство церквей украшали настенные росписи и иконы 13 -19 вв. Особо чтимым среди прихожан был образ Владимирской иконы Божией Матери. По преданию эта святыня явилась у колодца рядом с храмом и сразу же была перенесена в церковь, где и хранилась до 1919 года.

В 20-е годы храмы были закрыты. Каменная ограда с железными решётками разобрана в 30-х годах. С 1940г. в Христорождественской церкви размещалась типография, а в Борисоглебской  молокозавод. Позже обе церкви были заброшены и оставлены в плачевном состоянии.

В 2002 году, по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, было начато восстановление Христорождественского храма.  4 января 2006 года в храме совершилось первое богослужение. В 2009 году начато восстановление Борисоглебского храма.

 

Свято-Покровский храм и Никитский храм. Город Юрьев-Польский.

 

Покровская церковь в документах первый раз упоминается в 1722 г. в прошении Святейшему Синоду , о дозволении перенести из г. Юрьева упразднившу­юся Покровскую церковь с колокольней, утварью и находящимися при ней кельями за город к церкви Святых апостолов Петра и Павла, пост­роенной на месте бывшего Петропавловского монастыря, и о пере­делке её в теплую.  Деревянная церковь Святых апостолов Петра и Павла была холодной и служба в ней совершалась только в храмовый празд­ник и в следующую за ним неделю. Деревянная Покровская церковь в г. Юрьеве-Польском была пост­роена в 1712 г. монахом Архангельского монастыря Кириллом. Кирилл «при­совокупил» к церкви «девич- монастырь и малое число келий возградил, в которых жили монахини… и потом перешли … в Введенский мона­стырь» Кельи запустели, самой Покровской церкви стало «быть на том месте не у чего», потому что «прихоцкими в Юрьеве прежними церква­ми не умаление». Деревянная церковь стояла до 1769 г., ког­да была построена, усердием прихожан каменная ныне существую­щая Покровская церковь. В ней три престола, кроме главного-Покрова Пресвятой Богородицы, теплые приделы- Святителя Николая и Свято­го Пророка Илии.

1796 г. построена прихожанами каменная Никитская церковь. Колокольня построена во вто­рой половине XIX в. В 1941 г. Покровс­кий храм был закрыт и разорен, уничтожено венчавшее его пятиглавие. В перестроенных Покровской и Никитс­кой церквях была размещена авто­станция, храмы восстановлены в 1990-е гг. В 1988 г верующим был воз­вращен Никитский храм, в 1992 г. пол­ностью восстановленный Покровский храм был освящен Преосвященным Евлогием епископом Владимирским и Суздальским. В 1991 г. были обре­тены мощи святого благоверного князя Святослава Всеволодовича, в на­стоящее время они покоятся в Покровском храме города Юрьев - Польского.

 

Свято-Димитриевский храм. Село Сима.

В 1775 году в селе Сима была сооружена каменная церковь и освящена в честь св. вмч. Димитрия Солунского, а придельные в ней престолы: во имя Всех святых и во имя св. муч. Зинаиды (устроины в 1845 году графом Константином Карловичем Толь).  Здание церкви представляет собой простой вытянутый объем , включающий трапезную часть, основной храм, алтарь. В  1930 году храм был закрыт, разорен, разрушена его глава. Церковь была переоборудована в клуб. В советское время в здании храма размещались продовольственный и  промтоварный склады, магазин уцененных товаров. Приход храма был образован в 1863 году, а воссоздан в 1991 году. После открытия, храм был освящен 16 апреля 1994 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Владимсирским и Суздальским Евлогием. В 2013 году в южном крыльце храма была устроена звонница.

 

Свято-Покровский  храм. Село Лыково.

 

Село Лыково, основанное купцом Лыковым в 16 веке и  до 1764 г. было вотчиной Козьмина-Яхромского монастыря. В книгах патриаршего казенного приказа 1635 г. записано: «Церковь Христова мученика Георгия в вотчине Козьмина монастыря селе Лыкове». Одновременно с церковью великомученика Георгия в Лыкове существовала церковь Святителя Николая, тоже деревянная, с деревянной же колокольней.

В 1808 году священник села Михаил Михайлов от лица всех прихожан обращается с прошением к епископу Ксенофонту о построении вместо деревянных храмов одной каменной во имя Покрова Богородицы с приделами в честь великомученика Георгия и святителя Николая. Проект нового храма был утвержден и начато строительство, но собранных средств на осуществление проекта не хватает и в 1811 году благословляется строительство храма по ново утвержденному проекту. В 1816 г. было закончено строительство трапезной части и состоялось освящение ново устроенных приделов. В 1823 г. строительство было завершено и 1 октября храм был торжественно освящен Преосвященным Архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым). Во второй половине 19 века по заказу прихожан на святой горе Афон были написаны две иконы – Иверская и великомученика Пантелеимона. Иверская икона особо почиталась прихожанами, о чем свидетельствует богатая риза с эмалевыми накладками. В настоящее время икона почитается как чудотворная: зафиксировано несколько случаев исцелений от астмы, инфаркта и др. болезней. В 2005 году состоялось освящение источника в честь почитаемого образа, был воздвигнут крест. В 2007 году икона обильно мироточила, что засвидетельствовано Правящим архиереем.

 Храм был огорожен каменной оградой, внутри которой погребались знатные особы. Рядом с храмом располагалась каменная часовня для выноса умерших, построенная в 1862 г. В советские годы часовня и ограда уничтожены. Храм ни на один день не был закрыт для совершения богослужений ( с 1937 по 1944 гг. в храме не было священника по причине их арестов, но верующие приходили на молитву самостоятельно). В алтаре храма сохранилась записанная на листе старой бумаги молитва о спасении России в годину гонений, написанная Протоиереем Александром Ключаревым, который был арестован в 1937 году.

 

Иоанно-Богословский храм.  Село Косинское.

 

Церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова села Косинского упоминается еще в окладных книгах патриаршего казенного приказа, датируемых 1628 годом. Село Косинское было вотчиной  патриархов московских, а с упразднением патриаршества перешло в ведомство Синодального приказа. Церковь зданием была деревянная и находилась возле родников.  Деревянная церковь в селе существовала до 1810 года. А в 1810 году была построена каменная церковь, с такою же колокольней и оградой. Престолов в ней три: в холодной во имя Святого Апостола и Евангелиста  Иоанна Богослова, в теплых в честь святых мучеников Адриана и Наталии и преподобного Сергия Радонежского.

5 октября 1934 года состоялось слушание президиума облисполкома Ивановской промышленной области о ликвидации церкви в селе Косинском.  В результате Райисполком ходатайствовал об использовании здания церкви под школу. В 1938 году уронили колокольню. После школы в храме изготавливали вино из ягод, а ягодников было много. На сборе ягод работали даже дети. Во время войны с 1942 по 1944 в храме находились пленные немцы. Их заставляли рушить церковь против их воли. В конце пятидесятых народ отстоял полное разрушение церкви. Затем в церкви был склад совхоза Конезавод 48. Здесь складировали цемент в россыпи, стекловату, стекло, пиломатериалы.

В 2006 году было положено начало восстановлению церкви. В 2007 году образовался  приход и возобновились церковные службы. В 2008 году накануне праздника пасхи произошла установка нового креста над церковью. 9 октября 2010 года  исполнилось 200 лет со дня постройки храма.

 

Знаменский храм. Село Красное.

 

Церковь в селе Красное Юрьевского уезда Владимирской губернии — в XIV-XVI вв. вотчине великих князей и царей Московских — существовала издавна, но первые исторически известия о ней встречаются в книгах патриаршего приказа 1628 г., где сообщается, что в селе Красном, дворцовой государевой вотчине, имеется деревянная церковь св. Дмитрия Солунского.

В 1645 г. усердием нового владельца в селе была построена каменная церковь и освящена в честь Знамения Пресвятой Богородицы. В ней устроены были два придела с престолами в честь св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и во имя св. Дмитрия Солунского. Выстроенная в 1645 г. Знаменская церковь существовала в селе 165 лет. В 1810 г. прихожане построили новую каменную церковь с каменной колокольней и тремя престолами. Согласно клировой ведомости церкви с. Красное за 1908 г. церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Престолов в церкви три: в холодной во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезной теплой по правую сторону во имя Усекновения св. Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, по левую во имя св. великомученика Димитрия Солунского Чудотворца.

В 1917 г. здание церкви с. Красное было национализировано, с общиной верующих был заключен договор на пользование зданием храма и богослужебным имуществом.

Во время проводившейся в стране в 1922-1923 гг. кампании по изъятию церковных ценностей в Юрьевский уездный финотдел 6 мая 1922 г. поступили изъятые из церкви с. Красное церковных предметов. По данным 1944 г. церковь была закрыта постановлением ВЦИК РСФСР в 1930 г.По данным 1974 г. церковь в с. Красное на учете памятников истории и культуры не состоит, используется под склад. В настоящее время храм восстанавливается, ведутся молебны.

 

Свято – Троицкий  храм. Село Фёдоровское.

Село Федоровское находится на реке Селекша и названо по имени одного из потомков бояр Симских - Добрынских. В документах XVII столетия Федоровское значится государственным дворцовым селом.  Церковь в честь Святой Троицы в селе появилась в начале XVII столетия. В 1636 году при церкви состоял поп Клементий. До 1829 года как видно из местной церковной летописи церковь и колокольня были деревянные. Владельцами села в XIX столетии был граф Константин Карлович Толь и Александр Борисович Голицын.  В 1829 году прихожане на свои средства построили каменную церковь, а в 1867 году была сооружена каменная колокольня.  Престолов в церкви три: главный освящен в честь Живоначальной Троицы, северный придел в честь благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в Святом Крещении Романа и Давида и южный придел в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.  В конце XIX столетия приход церкви состоял из одного села, в котором числилось 110 дворов, мужчин – 358, а женщин – 406.  В конце 30-х годов XX века приход был закрыт. В холодной части храма был установлен дизельный генератор для освещения села. В теплом приделе располагался клуб. В годы Великой Отечественной войны 1941-!945 г.г. колокольня была разрушена под предлогом использования кирпича под строительство школы в селе Сима. В начале 60-х годов XX века из-за халатности работников загорелись горюче-смазочные материалы,  в холодной части храма произошел  пожар. В конце 60-х годов эта часть храма использовалась колхозом «Свобода» под зернохранилище и мельницу.  В 2001 году приход был воссоздан. В настоящее время в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы.

 

Спасо — Преображенский храм. Село Спасское.

В XVII в. с. Спасское было дворцовым селом. В нём была деревянная церковь во имя Воскресения Словущего. В книгах патриаршего казенного приказа под 1654 годом она записана так: «церковь Воскресение Христово в государевом дворцовом селе Симе в приселке Спасском на роднике дани двадцать восемь алтын две деньги, десятильнича гривна».

В XVIII столетии Спасское принадлежало фамилии князей Голицыных; один из них в 1766 г., вместо ветхой деревянной церкви, построил в селе каменную церковь, с каменною же колокольнею. Престол в ней один - в честь Преображения Господня.  С 1871 г. приход с. Спасского был приписан к церкви с. Добрынского. Примерно в это же время пристроен  зимний  придел, освящённый  в  честь Покрова Пресвятой  Богородицы. В советское время храм  с. Спасского была закрыт и разорён, использовался  как складское помещение.  Из  уцелевшего убранства  в летнем  храме  сохранился  иконостас  (рамы и  основа), решётки на окнах.  Иконы все полностью   утрачены, росписи на сводах  в летнем  храме просматриваются с трудом  (краски  облетели). В 1992 году   храм  возвращён  общине верующих  и  восстанавливается. Приписан к  Свято-Димитриевскому  приходу  с.Сима.  Усилиями прихожан и  местного сельхозпредприятия ( СПК «Спасское»), восстановлена крыша, покрытая  железом,  возведён крест над  основным  объёмом, оштукатурены и  побелены   стены  внутри и снаружи. В 2010 году  установлена  главка с  крестом над колокольней. При  материальной  помощи  Свято-Успенского Косьмо-Яхромского монастыря с.Небылое  заменены  оконные рамы. Документация на землю оформлена.

 

Троицкий собор. Город Юрьев-Польский.

Свято-Троицкий собор города Юрьева-Польского построен в честь 300-летнего юбилея дома Романовых, что связано с причастностью первого царя из рода Романовых - Михаила Фёдоровича к Юрьев-Польскому краю (музейные источники сообщают, что детские годы царь провел в селе Клины). Расположен собор в самом центре города между Георгиевским собором XIII века и Михайло-Архангельским монастырём. В связи с малой вместимостью кафедрального Георгиевского собора встал вопрос о постройке нового, более обширного храма. Возглавил работы по возведению нового городского собора протоиерей Александр Знаменский. Отец Александр был настоятелем Георгиевского собора, членом Юрьевского уездного училищного совета, депутатом от духовенства в Юрьевское земское собрание, исполнял должность благочинного, в 1907 году избран членом Государственной Думы третьего созыва. Однако, с самого начала задуманного им строительства он столкнулся с большими материальными трудностями. Город Юрьев-Польский в начале ХХ века был незначителен по количеству населения, в городе проживало всего 6000 человек. Отец Александр обратился в Епархиальное управление об учреждении комиссии по изысканию средств на строительство. Правящий архиерей в феврале 1903 года утвердил состав комиссии, уполномочив её немедленно приступить к действию. В состав комиссии вошли местные купцы и фабриканты, председателем был назначен Александр Знаменский. 6 марта 1903 года городская Дума приняла решение об отведении участка земли для строительства. Проект будущего трёхпрестольного храма разработал Н.Д. Корицкий. 25 августа 1905 года приступили к началу работ. Пожертвования на возведение городского собора вносили все жители города, а также был "Высочайше разрешён всероссийский сбор пожертвования по церквам Империи". Таким образом, возведение Троицкого собора в небольшом городе стало в своё время воистину всенародной стройкой. Непросто строился новый собор. То не хватало денег, то рабочих рук, то вмешивалась погода. С Божьей помощью и участием благочестивых русских людей строительство было завершено в 1913 году. Особый денежный взнос в размере 30000 рублей (по тем временам сумма очень большая) был сделан Государем Императором Николаем II. Во "Владимирских ведомостях" писали: Новый собор величественен и красив... Внутри совершенно открыт и достаточно светел, в нём может поместиться более 2000 человек... Святые иконы в нём дорогого художественного письма. В приделе с правой стороны поставлен древний Святославов крест 1224 года, высеченный из целого камня. По воспоминаниям очевидцев торжественного освящения храма, он должен навсегда остаться в сердцах людей "святым призывом к новой лучшей жизни, призывом к свету, святости, блаженству". Однако, уже через несколько лет наступила длительная эпоха безбожия, низвержения всяческих основ и всеобщего разрушения святынь. Не обошла эта участь и Троицкий собор. В 30-х годах ХХ века он был обезглавлен, в нём разместили электростанцию, затем помещение храма использовали под склады торговых организаций. 

Очень хотелось бы видеть Свято-Троицкий собор восстановленным, купола и кресты которого стали бы достойным украшением нашего древнего города.

 

Петропавловский храм.  Село Косагово.

 

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Косагово был построен в 1826 году на средства владельца села поручика Бологовского. В трапезной части храма был сооружен придел в честь святителя Николая. Изначально храм не имел своего причта и был приписан к приходу села Лыково. В советские годы храм был закрыт и использовался под склад. После ликвидации склада храм частично был руинирован – не сохранился центральный алтарь, обвалился свод над трапезной частью. В 2004 году храм был приписан к храму села Лыково. Поскольку село находится в далеке от дорог, в нем практически нет местного населения. В настоящее время в селе проживают лишь дачниками. Их усилиями удалось провести минимальные работы по расчистке храма и обустройстве Никольского придела. Средств на восстановление храма нет. Богослужения (молебны и панихиды) совершаются в храме в летнее время.

 

Свято-Покровский храм. Село Афинеево

Афинеево становится изветсным лишь с начала 17 столетия и в патриарших окладных книгах 1628 г оно значится вотчиной Патриарха Московского.  В течение 17-18 столетий церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Афинееве была зданием деревянная.  В 1803 г., вместо деревянной церкви, прихожане на свои средства построили каменную церковь, каменную колокольню и ограду.  В 1963 году храм был разрушен. В 2001 г., по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было положено начало строительства нового каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 2003 г. - окончание возведения стен и кровли. Освящен Крест и установлен на главе храма. Несколько летних сезонов - штукатурка и побелка стен. 2006-2009 гг. - строительство колокольни, внутренняя и наружная отделка. С 2011 г. в храме служатся молебны, заупокойные литии, совершаются исповедь и причащение прихожан храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковный календарь

 

Полезные ссылки

 vladim

kirgach

kolchugino

petushinskoe

ur-polskogo 

map4

 

Яндекс.Метрика