Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

  

Свято-Успенский храм. Город Петушки.

Церковь построена на месте, которое издревле называлось «Поповка». По преданиям, здесь стоял деревянный храм, который сожгли отряды Батыя. Восстановленная церковь была уничтожена уже в Смутное время. Место до начала строительства Свято-Успенского храма осенял установленный местными жителями деревянный крест. Церковь построена в 1910 году. Эта дата выложена в церкви на полу перед дверью, ведущей из паперти в притвор. Устные рассказы повествуют о том, что поселок возник при строительстве Московско-Нижегородской железной дороги (1862г.).  Каменную церковь на собственные средства построил московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов. 15 мая 1905 г. произведена закладка храма.  18-19 июля (по старому стилю) 1910 года состоялось торжественное освящение храма. А деревне Петушки был присвоен статус села.

Первым настоятелем Свято-Успенского храма стал Пётр Григорьевич Покровский. Он оставался настоятелем до своей смерти в 1954 году.

В советское время храм не закрывался. В начале тридцатых годов с колокольни Свято-Успенского храма были сброшены большие и малые колокола. Многие из них раскололись. Во второй половине XX века удалось вернуть в храм несколько малых колоколов, а языки больших хранятся на колокольне церкви.

 

Храм Святителя Афанасия еп. Ковровского. Город Петушки.

После постройки железной дороги и появления станции Петушки, для нужд рабочих- железнодорожников в 1897 г. открылась школа. В 1898 г. для нее построено особое здание. 15 июля 1899 г. около здания школы была произведена закладка церкви. В течении года храм построили и освятили 9 июля 1900 г. во имя Свт. Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца. После революции храм был закрыт, разорен и разрушен. Восстановление храма началось в 2000 г. 10 февраля 2000 г. было получено благословение на восстановление храма. 26 октября 2000 г. был заложен первый и пока единственный храм во имя святителя Афанасия Ковровского. Владыка освятил и часовню во имя Иверской иконы Божией матери, где первоначально совершались богослужения. 7 января 2002 г. на Рождество Христово в новом храме состоялась первая Божественная Литургия. 10 февраля того же года на купол храма был поднят крест. 26 октября 2002 г. Совершилось великое освящение храма. Освящение совершили Патриарший Экзарх всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий в сослужении многочисленного духовенства.

 

Свято-Покровский храм. Город Покров.

На месте нынешнего г. Покрова был первоначально мужской монастырь, известный с начала XV в. В документах 1628-30 г.г. церковь Покрова значится деревянной. Со времени близ монастыря выросла слобода, которая в конце XVIII в. была возведена в ранг уездного города Владимирской губернии. Строительство храма можно предположительно отнести к этому времени. В 1800 г. была разобрана трапезная часть храма, а в 1851 г. храм перестраивался со значительным расширением, вероятно, к этому времени относится возведение колокольни.

В настоящее время сохранился лишь бесстолпный четверик основного объема, увенчанный луковичными главами на высоких, узких цилиндрических барабанах и крытой четырехскатной кровлей. С запада к зданию церкви примыкает высокая трехъярусная колокольня.

С 1856 по 1870 г.г. настоятелем храма был священник Александр Виноградов, краевед, член Московского археологического общества, законоучитель школ и городских училищ. В начале 1930-х г.г. священников в г. Покрове было четверо, многими почитался о. Иоанн Кохомский. В декабре 1930 г. о. Иоанн был арестован. В начале 1931 г. прислали нового священника, о. Владимира Нечаева, заслужившего общую любовь прихожан. В начале Великого поста 1934 г. арестовали и его и Покровская церковь перешла в руки обновленцев. Перед самой войной храм закрыли. Он был вновь открыт по настойчивой просьбе верующих 30 мая 1961 г. его настоятелем был назначен о. Андрей Каменяка (1926-1993 г.г.). Храм после открытия представлял собой страшное зрелище, стены исчерчены лозунгами. Его существование оставалось ненадежным, верующие опасались, что его ликвидируют. Это было время хрущевской «оттепели», когда велись сильнейшие гонения на Церковью. Но храм удалось отстоять. Отец Андрей служил в Покровском храме до 1 июля 1976 г., был возведен в сан протоиерея, награжден крестом с украшениями, заслужил всеобщую любовь и уважение. Скончался 10 октября 1993 г. в г. Муроме, перед смертью пострижен в монашество с наречением имени Иов. В 1984 г. настоятелем Покровского храма был назначен архимандрит Максим Москалеонов (1930-2002 г.г.), более 13 лет трудившийся на приходе, его сменил священник (ныне - протоиерей) Сергий Березкин, благочинный приходов Петушинского церковного округа, более 7 лет трудившийся на приходе, много сделавший для благоукрашения храма. Именно его трудами заменили кровлю храма, покрыв ее оцинкованным листом, заменили покрытие всех 5 луковичных куполов на новые «золоченые», выполненные из нитрида титана, произвели новую роспись в алтаре Никольского придела, был подготовлен притвор к росписи (с заменой штукатурки), поновлены многие иконы и роспись в храме.

 

Свято-Казанский храм. Село Марково.

На месте существующего храма была деревянная церковь, которая просуществовала с 1868 (по др. данным, с 1876) по 1902 г. В 1902 г. на средства прихожан построен ныне существующий каменный храм.Здание церкви расположено на окраине села, на берегу речки Веркульки. При церкви - погост. Традиционная композиция трехчастного трапезного храма строится по оси «восток-запад». Основу композиции образует невысокий четверик с четырехскатной кровлей, увенчанной 1 главкой на глухом барабане. С востока к четверику примыкает трехгранная апсида, с запада очень небольшая однопролетная трапезная часть, перекрытая крестовым сводом. Общее объемное построение замыкает невысокая двухъярусная колокольня, в первом ярусе которой организован вход в храм, а во втором имеются небольшие пролеты звонов. Завершена колокольня главкой, покрытой как и главка храма чешуйчатой кровлей из нитрида титана, с южной и северной сторон колокольни имеются 2 помещения. Храм представляет собой пример традиционного трехчастного трапезного храма, характерного для XVII - начала XIX в.в., выполненного в деталях конца XIX - начала XX в.в. Первым священником в Свято-Казанском храме был о. И.Д. Флоринский из г. Суздаля, диаконом И. Беляев, пономарем М. Смородин (переведены из Багаевского уезда). После революции настало время испытаний для храма, его прихожан и притча. В 1938 г. храм был закрыт, иконостас уничтожен, разрушено завершение колокольни и храма. В 1996 г. образована община верующих (инициатором была местная учительница Е. Федосейкина) и началось возрождение разоренного храма. В настоящее время храм перешел в разряд приписных к приходу Свято-Покровскому г. Покрова.

 

Храм Святых новомученников и исповедников Церкви Русской. Город Покров. ИК-2.

 

Храм Святых новомучеников и исповедников российских находится на территории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области. Храм деревянный, однопрестольный. Построен по инициативе осужденных.  10 июня 2005 года было освящено место под строительство храма. Храм воздвигнут менее чем за 4 года, и 26 ноября 2008 года был освящен Высокопреосвященнейшим Евлогием, Архиепископом Владимирским и Суздальским. Первым настоятелем, еще не построенного храма, являлся протоиерей Леонид Беспалов, настоятель Свято-Покровского храма г. Покров. С момента освящения храма и по настоящее время настоятелем храма Святых новомученников и исповедников российских является протоиерей Александр Кузин, настоятель Храма Черниговской иконы Божией матери д. Санино. Храм функционирует как приписной к Храму Черниговской иконы Божией матери. В настоящее время храм действует, совершаются богослужения: Божественные Литургии, молебны. Проводятся катехизические беседы с осужденными перед совершением Таинств. 

 

Иоанно-Богословский тюремный храм. Город Покров.

Третьим храмом в г. Покрове (кроме Свято-Троицкого собора и Свято-Покровского храма) был Иоанно-Богословский храм в Покровской тюрьме  (в советское время также перестроенный). Тюремный  замок в г. Покрове был построен в 1779 г., перестраивался в 1876 и в 1885 г.г. О времени существования ныне существующего, разоренного и перестроенного в советское время храма, повествует надпись, которая была сделана на латунной доске, вделанной в стену храма: «Во славу Святой Единосущной и неразделимой Троицы и по благословению Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященнейшего Сергия Архиепископа Владимирского и Суздальского в благополучное царствование Государя Императора Николая II заложен храм сей во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при тюремном замке в Покрове 15 июня 1897 г. тщанием и иждивением Московского купца Ивана Калинниковича Зубова».

 В 1898 г. храм был освящен. Храм имел  «благоприличное» внутреннее украшение: иконостас, выполненный под мрамор светло-серого цвета, с золотой резьбой и иконами хорошего греческого письма, с асфальтовым полом и духовым отоплением. Для арестантов, с западной стороны храма, были устроены особые хоры с каменным парапетом, от которого до потолка идет массивная проволочная сетка. В храме, кроме арестантов, может помещаться до 400 чел. молящихся. В 1916 году начальником Покровской уездной тюрьмы был надворный советник Виктор Александрович Благонадеждин. В улучшении содержания заключенных большую роль играло уездное отделение  Попечительного о тюрьмах общества. В 1916 г. председателем его был уездный предводитель дворянства действительный статский советник А.А. Микулин. Директорами общества состояли:  председатель уездной земской управы, уездный член окружного суда, городской судья, уездный исправник, уездной врач, городской голова,  протоиерей Николай Соколовский,  И.Ф. Уткин  Н.Ф. Уткин и начальник Покровской тюрьмы. История Покровской пересыльной тюрьмы после революции скрыта в архивах НКВД, документы затерялись. Но известно, что в начале шестидесятых здесь уже содержались заключенные, больные туберкулезом. Поэтому учреждение ФКУ Т-1 стало специализированной тюрьмой для туберкулезных больных. Контингент здесь был всегда серьезный: опасные преступники, рецидивисты.  Храм за это время был разорен и перестроен. В нем разместилась санчасть учреждения. 

  В настоящее время внутреннее помещение храма полностью очищено, ведутся работы по восстановлению частично разрушенных стен внутри храма, отремонтирована и частично заменена стропильная часть храма, крыша покрыта оцинкованным листом (собственно храма и алтарной части), изготовлены и установлены купол и крест храма.

 Большую помощь в воссоздании поруганной святыни оказывают благотворители из г. Раменское Московской обл. и наместница Свято-Троицкого монастыря г. Мурома игумения Тавифа.

Свято-Богоявленский храм. Село Леоново

 

Храм трехпрестольный. Центральный престол освящен в честь Богоявления Господня 26/9 октября 1825 г. Архимандритом Боголюбова монастыря Никодимом. Северный престол освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.  Южный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя 22 декабря 1861 года. Богослужения в храме совершаются в дни и накануне воскресного дня, двунадесятых и великих праздников, а также нарочитых дней.

 

 

 

 

Свято-Успенский и Петро-Павловский храмы. Село Караваево.

 

Село Караваево по р.Пекше упоминается в писцовых книгах первой половины XVII века под 1637 и 1643 годами. В это время в селе была деревянная церковь во имя Успения Богородицы с двумя приделами в честь иконы Пречистыя Богородицы "Одигитрия" и собор архистратига Михаила. При церкви существовала шатровая колокольня, которая была надстроена в 1871 году.

 

 

 

 

 

Храм великомученика Пантелеимона. Поселок Городищи.

 

Уже в наше время в пос. Городищи был построен каменный храм Святого великомученика и целителя Пантелеймона. С 1907 по 1914 г. в Городищенской школе работал учителем будущий священномученик Николай Васильевич Поспелов (1885-1938 гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Свято-Андреевский храм. Село Андреевское.

 

Домовая церковь при усадьбе Воронцовых, построенная в 1772-1779 на средства Р. И. Воронцова. Двусветный пятиглавый четверик с небольшой трапезной, в которой помещался Борисоглебский придел, и двухъярусной колокольней под шпилем. Декор в духе раннего классицизма. В XIX в. была приписана к храму в Рощино. Закрыта не позже 1930-х, сломана колокольня, использовалась как гараж. В 1990-х возвращена верующим, отреставрирована. Центральный престол храма освящен в честь св.апостола Андрея Первозванного 28 января 2001 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Богослужения в храме совершаются в воскресные, праздничные дни и в дни памяти особо чтимых святых.

 

Храмы Воздвижения Креста Господня и Пресвятой Троицы. Город Костерёво.

На живописном высоком берегу речки Липны возвышаются Костеревские храмы «Воздвижение Креста Господня» и «Пресвятой Троицы».  Храмы испокон веков возводили на холмах, чтобы люди могли издалека любоваться их красотой и величием, стройностью архитектурных форм и золотом куполов. Костеревские храмы сохраняют эту традицию-  храмы «Воздвижения Креста Господня» и «Пресвятой Троицы» возвышаются на открытом, высоком берегу Липенки и благовестуют веру Христову. История рождения храмов на территории современного городка Костерево уходит в далекое прошлое, в XVI век. В названии храмов нет единства:  Липенский – по реке,  Аббакумовский – по сельцу, в котором был построен, и погост Федосеев. Изначально на погосте Федосеевом была построена деревянная церковь. В архивных документах дата ее застройки отсутствует. Однако в первом упоминании о ней сказано, что «…в 1572 году погост Федосеев, сельцо Аббакумово и деревни Кокушкино, Старая деревня, Севастьяново местным летописцем Иваном Плеещевым были приложены в Троице-Сергиев монастырь» (сейчас Троице-Сергиева Лавра). В 1578 году местным летописцем Кузьмою Даниловым упомянуто: «приложенное в Троицкий монастырь сельцо Желтухино». В 1656 году церковь на погосте Федосеевом принадлежала Троицкому монастырю (ныне Лавра). Сельцо Аббакумово включало в себя современные улицы Новинская и др. Местность вокруг церкви быстро заселялась и уже «в 1705 году получило статус Аббакумовской волости с прилегающими деревнями Бормино (современная улица Бормино), Новая деревня, Кокушкино, Желтухино, Новинки и Горки – общей численностью около 500 душ мужского пола». Несколько раньше, 18 января 1700 года, сохранилась отметка о выдаче антиминса. Старый документ ГАВО за № 103, опись 156А, свидетельствует о том, что: «церковь  была освящена как Воздвижение Честнаго Креста Господня в приселке Аббакумово». Это было напечатано во «Владимирских губернских ведомостях»  №5 за 1891 год. За прошедшее с первого  упоминания время деревянная церковь не раз горела, отстраивалась заново и вновь ветшала. Священнослужителями в храмах  проводились Таинства Крещения, Венчания, отпевания и другие требы. Все статистические данные того  времени фиксировались и хранились в переписных  и писцовых книгах при церкви. Получается, что вновь отстроенная после пожара деревянная церковь была освящена с прежним названием. На колокольне хранился колокол с надписью: «1700 г. к Воздвижению на погосте». Дальше сведения расходятся. По одним источникам часть деревень до 1764 года принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. Затем они были переданы за неуплату налогов Переславль-Залесской епархии. По другим источникам, храм был передан Владимирской епархии в 1788 году (после образования  Владимирской губернии). Следующая страничка нашей истории связана с Отечественной войной 1812 года.  «Тогда в бывшей Владимирской губернии было создано и действовало на подступах к Москве народное ополчение для поддержки регулярной армии М.И.Кутузова. В Покровском уезде формировался 4-ый полк, командиром которого был назначен полковник Н.В.Поливанов, живший в своем имении Сушнево. Крестьяне по его призыву дружно вступали в ополчение.  Некоторые же помещики уклонялись и ничего не жертвовали для ратников… Полковнику приходилось преодолевать их сопротивление, вселять в их среду героический дух патриотизма и ненависти к врагу». В пример другим Н.П. Поливанов снарядил полк полностью за свой счет, да ему еще  пришлось объясняться перед губернатором на поступившие жалобы некоторых помещиков: «…во время грозной опасности всякая жертва для Родины должна быть понятна». Но вот сборы закончились. Вооруженные самодельными пиками, одетые в домотканые армяки, с мешками за спиной, в которых лежали рубахи, сухари и портянки, ратники 4-го  полка в конце августа 1812 года пришли в Покров. Позже заняли оборону на реке Киржач. В сентябре ополченцы  яростно бросились в бой с отрядами вражеских фуражиров??, завидев огромное зарево Московского  пожара. Однако оробевшие французы боя не приняли, отступили к Москве. Через 3 недели все 6 полков владимирцев ( а это 14 тысяч ратников) по приказу М.И.Кутузова вступили в сожженную Москву. Когда началось общее наступление, владимирские ополченцы вместе с регулярной армией преследовали врага на полях Смоленщины и Белоруссии. Лишь в мае следующего года героические земляки вернулись домой. А на войну ушло почти 2,5 тысячи ратников, а вернулось лишь 869 человек. Из семи аббакумовских мужиков (ныне Костерево) вернулись только трое. В деревнях и селах их встречали как героев. Старожилы вспоминают такой случай. Жена аббакумовского ополченца Никанора Тарасова, обливаясь слезами радости, обняла вернувшегося с войны мужа; к их избе на тройке подъехал полицейский урядник. Без долгих объяснений велел Никанору переодеться в чистое белье и ехать с ним во Владимир. Тройка укатила, а женщины заголосили в отчаянии, боясь за судьбу ополченца. Через 2 дня та же тройка везла Никанора, живого и невредимого, обратно. Всем на удивление он был одет в новый кафтан, а на груди его красовалась награда – солдатская медаль. Это командир полка, Н.В.Поливанов,  добился у командования  награждения двух отважных ополченцев за проявленные героизм и мужество. Одним из них и был Никанор Тарасов. Землякам очень хотелось увековечить память о погибших ополченцах, но что могло сделать бедное крестьянство?! Однако аббакумовские крестьяне на волостном сходе порешили соорудить в селе Аббакумово  белокаменную  церквь. С этой целью  объявили сбор пожертвований с богатых крестьян, купечества и прочих прихожан, а также сбор булыжника в окрестностях под фундамент будущего сооружения. В ход пошел самодельный кирпич, заклязьменская известь. На местных глинах организовали  кирпичное производство. В имении графа Воронцова, селе Андреевском, был подряжен опытный крепостной умелец- зодчий, который составил план строительства и  руководил работами. Крестьяне трудились с большим воодушевлением. «Постепенно поднималось большое кирпичное куполообразное здание с размером сторон по 15 метров.  Стены оформлены объемными украшениями, а над ними – арочные перекрытия. Летом 1814 года на глазах у всех выросла большая круглая башня-купол с 12 окнами, а над ней сферическая крыша. 12 окон барабана купола  по замыслу народного архитектора (к сожалению имя его установить не удалось)  символизировали собой 1812 год». В 1815 году крыша была завершена башенкой с куполочком. На одной из стен здания-памятника, на видном месте, был прикреплен деревянный щит с именами героев-уроженцев Липенской волости, отдавших свою жизнь за Отечество. Новый храм был освящен с тем же названием - «Крестовоздвиженским». Через год после освящения храма, с северной стороны его, был  торжественно похоронен Никанор Тарасов, внезапно умерший на пахоте. Проводить его в последний путь собрались крестьяне почти со всей волости. Сегодня на месте захоронения Н.Тарасова находится так называемая «братская могила» и курган (когда-то высокий), под которым покоятся тела умерших от ран защитников Родины в войне с Наполеоном. Достраивался храм еще очень долго, более 20 лет. Изначально он имел три престола: Воздвижение Креста Господня, Троицкий и Казанской иконы Божией матери. Позже, когда был построен и освящен новый Троицкий храм, в нем был оставлен только один престол, центральный- Воздвижения Креста Господня. Трапезная часть пристраивалась в 1870 году, она растянута в ширину. Соединяется с основным объемом длинным арочным проемом. За это время, в 1879 году, была надстроена  колокольня. В храме имелась главная  «храмовая» икона «Воздвижение Креста Господня» работы мастерового богомаза  Сазикова, выпускника Владимирской художественной школы. Этот храм называют летним, так как там нет ни отопления,  ни электрического освещения. По воспоминаниям старожилов, второй, так называемый «зимний» храм начал строиться на пожертвования богатого помещика Оксенова. Эти люди рассказывают, что строительство  началось раньше, но очень сильно затянулось. История гласит, что у помещика погиб маленький сын, и он, в память о нем, в утешение своего горя, пожертвовал средства на строительство данного храма. По сведениям другого старожила, правнука одного из меценатов храма, Матюнина Н.И., председателя Совета ветеранов Великой Отечественной войны и Почетного гражданина г.Костерево, был построен храм на средства двух богатых купцов уезда. Изначальный план строительства был упрощен то ли по причине смерти помещика Оксенова, то ли по причине ссоры двух купцов. Достоверно одно: в «теплом»  храме была встроена  в пол мраморная надгробная  плита в память о том мальчике, захороненном в 1914 году. В настоящее время весь пол покрыт кафельной плиткой, и эта плита скрыта под ней. Второй храм был освящен в честь  Святой Троицы и имеет еще два престола: слева – «святителя Николая Мирликийского» и справа – «Казанской иконы Божией Матери». Действует этот храм с 1836 года. За это время наружный вид  храмов оставался практически без изменений (за исключением покрытой железом крыши, золочения и покраски куполов). А вот внутреннее убранство переделывалось: иконостас в 1892 году и более современное обустройство – в 90-х годах  XIX века. Таким образом, расцвет этих храмов приходится на окончание XIX и начала XX веков. Приход был расширен, в него вошло более 20 населенных пунктов, расположенных в 7-9 верстах от храма. Количество священников и прочий церковный причет  оставался прежним.  За каждым из священников были закреплены свои деревни (свой  приход), куда они ездили после годовых (больших) праздников  и совершали там требы: крестили, венчали, соборовали, отпевали, освящали  дома, то есть выполняли все церковные требы крестьян. Дома у священнослужителей были собственные, построенные на церковной земле (вблизи храмов).  «За строевой лес с них взималось по 2 рубля серебром за каждый корень». Церкви принадлежала и часть сенокосных и лесных угодий, пашни и огородов. Лесом (для отопления как своих домов, так и храмов) весь церковный причет пользовался бесплатно. Дома эти сохранились и по сей день. Живут в них  внуки  и  правнуки  священников. Храмы всегда распространяли в народе просвещение и культуру. Вторая половина ХIX века характеризуется массовым открытием церковно-приходских школ для крестьянских детей в Покровском уезде Аббакумовского прихода. В 1873 году в государственной деревне Болдино была открыта народная земская школа для крестьянских  детей.  Ее попечителем был крестьянин Венедикт Ильин (учителем был Сергей Цветков). В 1875 году в деревне Липна открылось училище для крестьянских детей. Его попечителем был Покровский купец Павел Павлович Оксенов, а учителем состоял Иван Лебедев. С 1894 года начала действовать школа в деревне Молодилово. Особенно хочется остановиться на церковно-приходской школе в сельце Аббакумово (современное Костерево), действовавшей при храме. В приходе не было помещиков, были мещане, зажиточные крестьяне, вдовые обедневшие помещицы, отставные военные. Итак, в 1886 году, на средства церкви и  пожертвования зажиточных крестьян  недалеко от храма строится церковно-приходская школа. В 1895-1896 гг. в ней обучалось 68 детей. Закон Божий преподавал священник Сергий Альбицкий. Существует ещё одна история: в 1870-х годах царский поезд, следовавший в Нижний Новгород, потерпел сильное крушение на железнодорожном мосту (красный мост у Новой деревни), царь (Александр II Освободитель), его семья и многочисленные министры  не пострадали. В память об этом избавлении и событии из царской казны были выделены средства на строительство школы недалеко от храмов в районе Аббакумовского проезда. Школа функционировала до 1932 года,  а  в  годы Великой Отечественной войны сгорела. В годы Великой Отечественной войны храм действовал. 4 сентября 1955 г. епископом Владимирским и Суздальским Онисимом назначен на служение новорукоположенный иеромонах Феодосий (Дику?н-Ваколю?к) будущий Митрополит Полтавский и Кременчугский (†2001). Прослужил в Костерево до января 1956 г.По домовой книге удалось восстановить следующую картину: в 1958 году два дома были привезены из деревни, из них построили один жилой дом для настоятеля храма.  

1960-1966 гг. – протоиерей Николай Троицкий

1966 г. – протоиерей Михаил  Егоровский

1967-1984 гг. – протоиерей Дмитрий Юртин

1984-1990 гг. -  архимандрит Юстиниан  (Саган), в настоящее время клирик храма

1985- 1989 гг. – священник Александр Алешин

1990 - 2011 гг. – протоиерей Александр Алешин

2011 г. по настоящее время – игумен Викентий (Брылеев), настоятель  

В 2013 году на территории прихода начато строительство Духовно-просветительского цетра. В нём будет размещена воскресная школа, некогда построенная чаянием императора Всероссийского в 1870-х годах и сгоревшая в 40-х годах XX века.  Закладку здания  27 сентября 2013 г. совершил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Дай Бог восстановить историческую справедливость.

 

  

Свято-Воскресенский храм. Деревня Воскресенье.

 

Свято-Воскресенский Храм был построен и освящен в 1826 г. в честь победы в Отечественной Войне 1812г. Храм имеет два предела: правый - в честь Святителя и Чудотворца Николая и левый - в честь иконы Казанской Божией Матери. Службы в храме совершались до 1956г. Во времена хрущевских гонений на Церковь помещение церкви использовалось местным совхозом для хранения химических удобрений, которые и послужили главной причиной разрушения архитектурного строения. Пары амиачной селитры и по сей день продолжают подтачивать стены храма.
В 2002г., по благословению Высокопреосвещенейшаго Евлогия архиепископа Владимирского и Суздальского создана и зарегистрирована община нашего Храма. Первая служба состоялась в День Светлого Христова Воскресения в 2004г. В настоящее время здание Церкви находится в стадии реставрации. В сентябре 2012 года Свято-Воскресенский приход был передан под попечительство Свято-Успенского храма г. Петушки, настоятель которого, благочинный Петушинского благочиннического округа, более года возглавлял и духовно опекал приход в с. Воскресенье. С ноября 2013 года в храме новый настоятель. Трудами прихожан удалось подготовить восстановленный храм к началу богослужения. В Великую Субботу на Пасху 2014 года первую Божественную литургию в восстановленном храме совершил высокопреосвященнейший Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский. 

 

 

Свято-Воскресенский храм-подворье. Село Матренино (Рощино).

 

Начало строительства каменного храма Воскресения Христова в Матрёнино было положено графом Александром Романовичем Воронцовым в 1796 г. К этому времени деревянной церкви в Матрёнино было уже 80 лет. Сначала, в 1798 г., была выстроена каменная четырехъярусная колокольня. Строительство храма Воскресения Христова было завершено лишь в 1849 г. Новый храм возвели в два этажа, и в верхнем устроили придел во имя архистратига Михаила. В том же году старый деревянный храм был разобран.
Церковь, высота которой 42 метра, представляет собой мощную ротонду со сферическим куполом, на вершине которого расположен цилиндрический барабан и небольшая глава. Двухэтажный корпус трапезной увенчан двумя цилиндрическими барабанами с главками. Храм соединялся с колокольней двухъярусной колоннадой.
В 1956 г. храм Воскресения Христова был закрыт, в нем устроили зернохранилище. Через несколько лет зернохранилище перевели в другое место, а храм разорили. Перестало существовать и село Матрёнино, вместо него начали употреблять название соседнего села - Рощино.

20 сентября 1996 г. весь комплекс зданий, включая здание церкви, колокольню, остатки стен привратного дома и здание богадельни было передано в ведение Свято-Введенского островного женского монастыря Владимирской епархии. С этого времени было организовано и существует по настоящее время подворье, где проживают насельницы монастыря и настоятель храма Воскресения Христова иеромонах Меркурий (Двинин). С момента передачи построек ведутся реставрационные и восстановительные работы.  

 

Храм Святых жен-мироносиц. Деревня Крутово.

 

Центральный престол храма освщен в честь святых Жен-Мироносиц 10 мая 2003 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Храм деревянный, однопрестольный. Приход не имеет церковного имущества.

 

 

 

 

 

 

Храм в честь Иерусалимской Иконы Божией Матери. Деревня Воспушка.

 

Храм был построен в 1772 году. Храм трехпрестольный. Основной престол Иерусалимской Иконы божией Матери. Пределы в честь Святителя Николая и Преподобного Иоанна Многострадального. В 1937г. Храм был закрыт. Вновь храм открыли в 2000г. Храм каменный с колокольней.

 

 

 

 

 

Храм в честь Черниговской иконы Божией Матери. Деревня Санино.

 

Однопрестольный храм был построен в 1890 года, храм расположен в центре деревни.  В 1935 году местные власти сделали попытку закрыть храм по причине того, что старая двадцатка распалась, но это было опротестовано верующими и создалась новая двадцатка. В последствии храм закрыли.  В храме хранили удобрения. В годы Великой Отечественной войны в храме держали пленных румынских солдат: на деревянных нарах, без отопления и достаточного медицинского обслуживания. Умирали румыны десятками, их хоронили возле церкви. В 1990 году храм был передан РПЦ. В этом же году приход уклонился в раскол. В 2003 году прихожане храма вернулись из раскола в лоно РПЦ. Первое богослужение было совершено архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием на престольный праздник 14 сентября 2003года.  

 

Свято-Никольский храм. Село Алексино.

 

Был построен и освящен в 1832 году. Причт храма состоял из 2-х священников и диакона и псаломщика. В советское время храм был закрыт и разорен. В настоящее время силами местных жителей храм начинает восстанавливаться. В храме в летнее время совершаются молебны и панихиды.

 

Колокольня Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Село Аргуново.

 

Село Аргуново расположено на реке Киржач. В 1795 году вместо деревянных церквей был построен каменный храм, в 1826 году к нему пристроена теплая трапезная. Каменная колокольня возведена в 1813 году. Престолов было пять: во имя Святителя. Николая Чудотворца, Апостолов Петра и Павла и Великомученицы Варвары, в трапезной - Крещения Господня и Пророка Илии. Церковь взорвана в 1960 году. Колокольня пережила взрыв. От села осталось только кладбище. Богослужения совершаются в летний период.


 

 Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Село Ивановское-Прозоровских.

 

Сельцо Ивановское сначала было дворцовым, в 1624 г. пожаловано царем Михаилом Феодоровичем боярину князю Семену Васильевичу Прозоровскому "за Тихвинское осадное сидение", т.е. за защиту от шведов г. Тихвина и Тихвинского монастыря в 1613 г. В 1632 г. он был отправлен в Смоленск на помощь воеводе, боярину М. Шеину. Смоленск пришлось сдать. Семен Васильевич был сослан в Сибирь, имущество его конфисковано. Но вскоре князю разрешили вернуться в Москву. В 1634 г. он снова осадный воевода в столице, возглавлял Судный и Ямской приказы, в 1654 г., во время победоносного Литовского похода был вторым воеводой большого полка. Князь умер в 1660 г., перед смертью приняв монашество в Тихвинском Успенском Богородицком монастыре.

Князь Александр Александрович Прозоровский начал строительство ныне существующей каменной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сначала была выстроена отапливаемая трапезная с престолами Живоначальной Троицы (освящена в 1815 г.) и Святителя Николая (1816). Главный престол был освящен в 1835 г. Находившаяся в церкви древняя икона Божией Матери Тихвинской почиталась окрестными жителями чудотворной. До начала XIX в. в селе стояла построенная в середине XVII в. деревянная церковь Живоначальной Троицы с приделами Пресвятой Богородицы Одигитрии и Святителя Николая, упоминаемая в документах впервые в 1654 г. В 1794 г. построена кладбищенская деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1930 г. всем клирикам храма власти предложили публично отречься от веры. Настоятель храма протоирей Сергий Руфицкий и псаломщик Дмитрий Иванович Рудаков категорически отказались от этого. На сделку с властями пошел только диакон храма Николай. Его отречение происходило в клубе перед сельчанами. Он «покаялся» перед людьми в том, что обманывал их, затем ему обрезали длинные волосы, и после этого он немедленно уехал из села. После отказа от отречения семью Рудаковых раскулачили, а самого Дмитрия Ивановича в 1931 г. судили и приговорили к трем годам лишения свободы. По воспоминаниям прихожан, в 1933-1934 гг. с колокольни храма сбросили колокола. Самый большой колокол упал и не разбился, и его потом добивали его же «языком». Сразу после этого о. Сергий начал ремонт колокольни. Гонения еще больше сблизили о. Сергия и Дмитрия Ивановича. Отца Сергия и псаломщика Дмитрия Рудакова арестовали вечером 17 ноября 1937 г., после всенощного бдения. Очевидцы говорили, что, прежде чем сесть в «воронок», они перекрестилсь на храм и поклонились присутствующим односельчанам. После ареста они находились в Таганской тюрьме.

Все обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации священник и псаломщик не признали. 21 ноября 1937 г. "тройка" НКВД приговорила протоиерея Сергия Руфицкого и псаломщика Дмитрия Рудакова к расстрелу. 27 ноября 1937 г. о. Сергий Руфицкий и Дмитрий Рудаков были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.

В советское время храм был закрыт и разграблен.

В 1992 году обветшавшее его здание было передано общине верующих. Храм восстанавливается.

 

Введенская Островная пустынь. Недалеко от города Покров. 

Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу?стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

  В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), и был построен  храм в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным. Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пустыни к часовне совершался Крестный ход.

  Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество длилось недолго — в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.

  Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пустыни. Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пустыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пустыни осталось 14 монахов.

 Самостоятельность монастырю вернул своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии. Колокол возвратили в 1735 г., при новом настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском — взамен неё на острове возвели новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем. Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца — «тёплую», для служб в зимние времена. На воротах пустыни выстроили деревянную церковку в честь пророка Илии. Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой своей кончины — с небольшим перерывом в 1752-54 гг. (настоятель — Иоасаф). Затем строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. — старец Клеопа, ученик преподобногоПаисия Величковского.

  Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пустыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время — до 1773 — пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. При Клеопе, в 1768 г., пустынь посетил академик П. С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины II Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись:

 В XIX столетии монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера. На этой территории со временем возвели монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня — но не более,— и так же бесплатно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».

 В 18761878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 18911894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены — расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем, XX-ом, веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.

 К началу 1910-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).

 В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.

  16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-ом этаже располагался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.

 6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиньей Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.

  В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть — на заводе им. М. В. Хруничева.

 

Храм святого Архистратига Божия Михаила. Деревня Анкудиново.

Исторических сведений о храме совсем не много. Храм был построен на средства помещика Муханова, рядом с помещичьим домом. Что подтолкнуло его на строительство неизвестно. Храм был изначально приходским, освящен в честь Архистратига Божия Михаила. Деревня, в которой был построен храм, носила название Арханино, хотя такое имя она могла получить именно после его постройки. До сих пор улица, примыкающая к храму, носит имя Арханинская.  

В советское время помещичьий дом использовался как приют для бездомных детей, а храм переоборудован под столовую. Когда дом стал требовать капитальных вложений в ремонт, приют перевели. А обветшавшая  столовая (храм) со временем переоборудована в гвоздильный цех. В состоянии разваленного гвоздильного цеха, храм был передан Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

Церковный календарь

 

Полезные ссылки

 vladim

kirgach

kolchugino

petushinskoe

ur-polskogo 

map4

 

Яндекс.Метрика