Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

  

Кафедральный собор Рождества Христова. Город Александров.

В 990 году на месте, где сейчас находится кинотеатр «Сатурн», был основан первый храм Александровской земли – деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Постепенно вокруг него разрасталось славянское поселение.Во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова. Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. В 1649 г., после нашествия поляков, она была подновлена и расширена. В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы – во имя Святого Пророка Илии и во имя Святого Иоанна Предтечи.В 1687 году в этих храмах побывал будущий царь Петр Алексеевич (Петр I), с помощью которого в 1696 году вместо двух деревянных церквей был построен каменный храм Рождества Христова с приделом Святителя Николая Чудотворца.

В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню (она была разрушена в 1929 году), а в 1847 году его сын, Иван Федорович,  расширил храм. В нем заново был построен и освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а в 1851 году был также заново построен и придел во имя Архистратига Михаила. При советской власти храм был закрыт. С конца 20-х годов здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр           культуры ВНИИСИМСа. Возрождение Христорождественского собора началось с 1991 года. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение. К началу 2002 года было закончено восстановление барабана с луковичной главой, и в канун Рождества Христова,5 января,  был воздвигнут крест. В 2004 году, к празднику Рождества Христова, был воздвигнут иконостас в центральном приделе.В 2005 году, к Пасхе, центральный иконостас был завершен, были установлены новые иконостасы в приделах Архистратига Михаила и Николая Чудотворца. Освящение всего храма состоялось в 2013 году митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием. 

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Город Александров.

Кладбищенская церковь Боголюбской иконы Божией Матери с отдельно стоящей колокольней была построена в 1800 г.  В 1829 г устроены приделы великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Варвары.

В советское время храм был одним из двух на весь Александровский район, в которых совершались богослужения. Его каменная ограда с двумя воротами и отдельно стоящая колокольня взорваны в 1930-х годах. В 1998 году колокольня востановлена. 

 

Церковь преподобного Серафима Саровского.  Город Александров.

В 1888 г. при станции Александров Московско - Ярославско -Архангельской  дороги была построена часовня. В 1904 г. появился храм, один из первых, освященных (4 октября1905 г. епископом Владимирским и Суздальским Никоном) во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца. В 1910 г. храм был расписан. В августе 1928 г. по постановлению исполкома храм был закрыт, здание и Церковная утварь переданы в коммунальный отдел. В 1958 г. в перестроенном здании была открыта столовая ОРСа Московско-Ярославского отделения Московской железной дороги. В 2001 г. образован приход и назначен настоятель. Храм полностью расписан и освящен в 2013 году митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием.

Церковь Преображения Господня (Богоявления). Город Александров.

В писцовой книге 1677 года числится: " В новой Александровой слободе под городом..., церковь во имя Богоявления, рублена клецки. Ныне каменная близ забора Свято-Успенского монастыря". На этом месте деревянная церковь Преображения Господня существовала с XVI века. Притч состоял из монастырского духовенства. Современная каменная Церковь Богоявления с пределом праведных Захарии и Елизаветы построена при императрице Елизавете Петровна в 1742 году. В 1760 году ветхий храм заменили новым, а в 1790 году был пристроен придел в честь Преображения Господня. В 1920 году храм был закрыт, разрушена колокольня и каменная ограда. в здании размещались реставрационные мастерские. Сейчас храм возвращен верующим и с благословения архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия в нем еженедельно совершаются Богослужения.

 Церковь Святой Троицы. Город Карабаново.

Построена  в 1876-1880 гг.  Церковь строилась по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Храм был освящён в 1880 г. преосвященным Феогностом, епископом Владимирским и Суздальским. В 1890-х гг. Троицкий храм был расширен двумя приделами во имя  благоверного князя Александра Невского и  святителя Николая. Храм в советское время был полностью разрушен. В настоящее время храм полностью восстановлен и освящен в 2012 году, митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием..

 

 Церковь  Преображения Господня. Город Струнино.

Церковь Преображения Господня построена в 1893-1898 гг. Первым священником в новой церкви был о. Алексей Рождественский. После октябрьской революции 1917 г. о. Алексей Рождественский стал одним из лидеров обновленчества во Владимирской епархии.

В советское время храм был закрыт и перестроен до неузнаваемости (разрушены верхняя часть храма и колокольни, апсида, портики северного и южного фасадов). В храме размещался дом пионеров. В 1990 гг. возвращен верующим и восстановлен.В храме еще два придела в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и святителя Николая.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Село Крутец.

Древний храм, построенный в 1674 г. окольничим Андреем Васильевичем Бутурлиным, просуществовал очень долго, в нём на молитве стояли цари Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич и Пётр I, герой петровских баталий Иван Иванович Бутурлин, будущая императрица Елизавета Петровна, другие русские государственные лица. Посвящение престола празднику Успения Пресвятой Богородицы новопостроенный храм унаследовал от бывшего здесь и разрушенного в 1609 г. поляками Успенского мужского монастыря. Пятнадцатого августа 1676 г. деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Крутец был освящен преподобным Корнилием Александровским. В 1844 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения храм был заново отстроен.  В 1891 году пристроен к церкви деревянный придел в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1904 г. на месте деревянной выстроили каменную колокольню. В успенском храме слушал последнюю в своей жизни литургию писатель Сергей Александрович Нилус – выдающийся духовный писатель XX века. В церкви с. Крутец Сергея Александровича Нилуса в январе 1929 года отпевал местный священник Василий Арсеньевич Смирнов (1874-1938) –новомученик Церкви за веру во Христа. Рядом с храмом находится могила С.А. Нилуса.

9 мая 1999 года в селе, православной общественностью города Александрова установлен и освящен поклонный крест на месте храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. По благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия  архиепископа Владимирского и Суздальского на месте разрушенной святыни воссоздан деревянный  храм.

 Церковь Казанской иконы Божией матери. Село Степаниха

Во 2-й половине XVII в. построена в 1671 г. деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского. В 1725 г. по распоряжению Московской духовой консистории Степановский приход был приписан к соседним церквам. В 1772 г. вместо ветхой построена новая церковь и в 1773 г. освящена во имя Казанской иконы Божией Матери.  С 1829 по 1859 г. при храме с. Степаново служил священник Пётр Никитич Беляев. При о. Петре было начато и окончено строительство ныне существующего каменного храма.  В церкви три престола: кроме главного, в трапезной Святителя Николая Чудотворца и священномученика Василия Херсонского. Каменная колокольня. При церкви с незапамятных времён было кладбище. Посреди него стояла каменная часовня (разрушенная в советское время) на месте прежней деревянной церкви.В совтское время храм закрыт. В храме  сохранились остатки росписей. В наше время руины храма возвращены верующим. Идёт восстановление осквернённого и разрушенного храма.

 Церковь Казанской иконы Божией Матери. Село Старая Слобода.

Ныне существующая каменная церковь построена в1696-1698 гг. на месте деревянной. В начале XIX в. возведена ныне существующая трёхъярусная колокольня. В храме находилась местночтимая икона Божией Матери Казанской, которая была перенесена в церковь с. Старая Слобода из Семёновского монастыря, располагавшегося близ Старой Слободы, при его упразднении в 1724 г.  Уже в наше время храм в с. Старая Слобода был возвращён верующим и восстановлен.

 

 

Церковь Михаила Архангела. Село Годуново.

В писцовых книгах 1629 г. значится «в селе Андреевском, Годуново тож, на поместной земле церковь Собор Архангела Михаила деревянна». В 1702 году капитан Федор Иванович Дурнов построил новую деревянную церковь Михаила Архангела, которая была освящена строителем Лукиановой пустыни иеромонахом Моисеем. В 1805 году она сгорела, но иконы и утварь успели спасти. В 1809 году Иван Иванович Супонев построил каменный храм Архангела Михаила с пределом в честь новоканонизированного в 1804 году святителя Иннокентия Иркутского. Освящен же храм был в 1819 году благочинным г. Александрова протоиереем Петром Лихаревым. В 1864 году была устроена каменная ограда с «пятиглавыми» воротами  с северной и западной сторон. 11 ноября 1879 года освящен устроенный вновь с северной стороны храма третий престол – Казанской иконы Божией Матери.

В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена колокольня. В 1998 году по благословению Архиепископа Евлогия в храме прошло первое Богослужение, идут реставрационные работы.

 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. поселок Балакирево.

Приход Рождества Пресвятой Богородицы п. Балакирево был основан в 1993 году.В ноябре 1993 года для совершения служения приходу был передан деревянный дом.Первая Божественная литургия была совершена на праздник Рождества Христова в 1994 году. С этого времени начались регулярные Богослужения по воскресным и праздничным дням.

В июле 1994 года деревянное помещение храма сгорело. Во время пожара удалось вынести из горящего здания антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный Крест и обгоревшую икону святого великомученика Пантелеймона. После пожара около двух лет служение (молебны, обедницы, панихиды) совершалось на квартирах прихожан, у сгоревшего храма, на кладбище. В 1996 году усердием главы администрации приходу была передана бывшая больничная лаборатория. Больничное здание было переоборудовано под храм. Строительную и финансовую поддержку осуществляли местные предприниматели. 10 апреля 1996 года был освящен и установлен крест на кровлю храма. 14 апреля сего года состоялось первое на приходе Пасхальное Богослужение. 27 декабря 1997 года был изготовлен и установлен купол на кровле храма. К престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы в 1999 году на пожертвованные деньги был отлит колокол.По благословению правящего архиерея архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия 1 мая 2001 года на приходе началось строительство нового каменного храм,  в основание которого был заложен камень со святыми мощами палестинских мучеников, при Хозрое мучившихся.

В настоящее время в храм полностью отстроен и обнесен оградою, ведутся регулярные Богослужения.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Село Рюменское.

В патриарших окладных книгах записано : «Церковь  святых чудотворцев Косьмы и Дамиана в селе Рюменском…» Подобными записями церковь отмечена с 1641 по 1746 года, что говорит о её непрерывном существовании.  В 1754 году церковь сгорела, вместо неё поставили другую,и освящена в 1777 году в честь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. В 1806 году,  построена каменная трех престольная Церковь  в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, и колокольня, которая  освящена в 1808 году. Приделы храма в честь святителя Николая и  бессребреников Космы и Дамиана.

В начале 50-х  годов  храм был закрыт и разорен, разрушена колокольня. В здании церкви разместили сначала кинотеатр, затем сено- и зернохранилище, избирательный пункт, клуб. В 80-х гг. клуб закрыли, и здание храма постепенно стало разбираться местными жителями на кирпичи. Одна семья обнаружила на своем чердаке икону Тихвинской Божьей Матери, которую принесла в храм. Восстановительные работы в храме начались с весны 2007 года. 25 декабря 2007 года в храме отслужили молебен на освящение купольного креста. Сейчас во всем храме вставлены окна, на 80 процентов храм покрыт кровлей. В большие праздники в храме совершаются молебны.

 Церковь Святой Троицы. село Долгополье.

Село Павловское известно с XV в. Сохранилась и его изуродованная  перестройками церковь. Но если современный паломник захочет посетить это древнее село, то ему нужно будет спрашивать, как проехать в Долгополье, потому что старинное с. Павловское на самом деле было погостом и у церкви стояли только дома священно- и церковнослужителей, а весь приход состоял из деревень. В советское время Павловское включено в границы расположенной поблизости д. Долгополье. До начала XVII в. с. Павловское принадлежало Александровскому монастырю в г. Переславле – Залесском. В Смутное время оно и прилегающие к нему деревни были уничтожены. Земля перешла во владения патриарха. По упразднении патриаршества Павловское было причислено к синодальному ведомству и состояло в заведовании настоятелей Переславского  Горицкого монастыря, после отобрания монастырских вотчин в казну в 1764 г. деревни, входящие в приход, стали относиться к ведомству государственных имуществ. Ныне существующая каменная церковь Святой Троицы начата постройкой на месте ветхой деревянной Никольской церкви в 1842 г. по благословению высокопреосвященнейшего Парфения, архиепископа Владимирского и Суздальского. Стройка шла успешно, и в 1845 г. в трапезной был готов придел Покрова Пресвятой Богородицы, в котором поставлен вызолоченный иконостас.

В 1846 г. усердием помещика Симеона Сергеевича Волочкова в другом приделе (святителя Николая) также поставлен иконостас, позолоченный на средства крестьянина д. Высоковой Петра Павлова. В 1847 г. придел освящён. В том же году в трапезной под полом устроены две печи для отопления. Усердие прихожан к построению храма не остывало, несмотря на большие затраты. Обилие пожертвований дало возможность в 1850 г. приступить к возведению  колокольни, которая по величине и красоте представляла собой лучшее церковное здание в округе. Весь её цоколь, карнизы, капители колонн были сделаны из белого камня, который прихожане бесплатно вывозили из Ковровского уезда за 140 вёрст от места постройки. Колокольня была закончена в 1853 г. Постройка её истощила все имевшиеся средства, так что к внутренней отделки храма приступили не ранее 1856 г., она продолжалась ещё около двух лет. И в 1858 г. главный престол был освящён. В 1866 г. по рисунку священника Ключарёва построена каменная ограда. В 1802 г. причт Никольского храма  в с. Павловское был двуштатным и состоял из 7 человек. С сентября 1841г. причт сокращен, оставлены священник, диакон и два причетника. С июля 1867 г. упразднено диаконское место. В клировой ведомости храма за 1802 г. упоминаются заштатный священник Алексей Стариков. 88 лет, священник Дмитрий Васильев (Пушкин) и священник Василий Алексеев. В том же 1802 г. на место Дмитрия Васильева поступил его сын Мина Дмитриев. Священник с. Павловское Феодор Ефимович Тюрин (р. 1895), уроженец д. Давыдово Волоколамского района Московской области. Отец Феодор был арестован 28 декбря1937 г. Обвинялся « в активной антисоветской агитации и распространении клеветы против советской власти». Приговорён 30 декабря 1937 г. к расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 8 января 1938 г. в г. Иваново.

В советское время церковь в с. Павловское закрыта и разорена, разрушены верхняя часть храма и колокольня, внутри – запустение. Ведутся мелкие реставрационные работы, но до возрождения былого величия храма еще далеко.

 Церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Село Афанасьево.

Под 1628 г. в патриарших окладных книгах значится «церковь Воскресение Христова в с. Офонасьеве  в слободском присёлке».  В 1802г. по благословению преосвященного Ксенафонта, епископа Владимирского и Суздальского, на средства прихожан была построена ныне существующая каменная церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Кроме главного престола, был тёплый придел в трапезной, Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В 1870 г. на месте старой, грозившей рухнуть колокольни воздвигнута новая.  В 1874 г – 1875  гг.  храм был обнесён каменной оградой. В приход  храма с. Афанасьево  входили д. Новинки, в которой была часовня в честь Архангела Михаила, и д. Наумово, где была часовня Казанской иконы Божией Матери. В советское время храм был закрыт, разрушена колокольня. В 1999 г. на сельском сходе жителей разрешили начать его восстановление. Сейчас храм полностью восстановлен и освящен в 2013 году митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием.

 Церковь Святой Троицы.Село Горки.

В 1675 г. в селе стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы. В 1685 г. усердием прихожан поставлена новая деревянная церковь. Ныне существующая каменная с колокольней возведена  в 1827 г. В ней было два престола: Живоначальной Троицы и в трапезной – Апостолов Петра и Пала. Особо почитались иконы Святой Троицы и Никитской Божией Матери.  В советское время храм был закрыт, разрушена колокольня (1957 г.), в стенах прорублены большие дыры. Сохранился меленький кусочек росписей и керамическая половая плитка. В настоящее время храм реставрируется.

 

 Церковь Покрова Божией Матери. Село Мошнино.

Первое упоминание о храме – в патриаршей окладной книге за 1628 г.: « Церковь Покров Святой Богородицы в селе Мошнине». Ныне существующая каменная церковь с колокольней построена вместо деревянной в 1820 г. Престолов в каменном храме было три: Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезной тёплые приделы: южный Святых апостолов Петра и Павла (освящен 1816 г.) и северный Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.  В 1854 г. храм обнесён каменной оградой.  В советское время храм закрыт и разорён, колокольня разрушена. Фрагментарно сохранилась роспись. Храм восстанавливается.

 

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Село Волохово.

В 1777 г. храм с. Волохово перестроен, главный престол сохранил своё наименование, в 1782 г. освящены приделы Святителя Алексия, митрополита Московского и Великомученицы Варвары. В 1809 г. была выдана храмозданная грамота. В 1815 г. завершили строительство ныне существующей каменной церкви. В 1815 г. освящены приделы: правый Святителя Алексия митрополита Московского, левый великомученицы Варвары.  У храма стоят надгробные памятники - часовни с дверью и двумя окнами, выполненные из чугуна, одна – поставленная над могилой владельца сельца Копцева, штаб – ротмистра Семёна Петровича Стромилова (скончался 15.01.1859 г. на пути из Москвы в Копцево) его вдовой и детьми. Вторая – над могилой  его сына Николая Семёновича Стромилова. Рядом стоял памятник отцу Семёна Петровича, поручику Петру Гавриловичу Стромилову (1767-1819). Когда деревянный храм по ветхости разобрали, то месте его престолов, в ограде храма, поставили две каменные часовни в виде столпов, место третьего престола заняло крыльцо каменного храма.  У церкви находится могила историка, краеведа  и библиографа Николая Семёновича Стромилова (ум 1895). Храм закрыт, в 1960-х гг. частично разрушен. Могилы Стромиловых были разорены и долго оставались  в запустении. В наше время храм возвращён верующим и восстанавливается, совершаются богослужения. Реставрированы и часовни над могилами Стромиловых.

 Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Село Ирково.

В 1692 г. значатся упоминания о здешней церкви в патриарших окладных книгах. В 1752г. была построена новая деревянная церковь и освящена в честь того же праздника. Ныне существующую каменную церковь начали строить в 1867 г. – сначала трапезную часть,  в которой был освящён придел в честь Святителя Николая, в 1880 г. освятили храм с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советское время храм закрыт. В 1969 г. разрушены трапезная и колокольня. В конце 1990 – х гг. храм частично восстановлен тщанием А.Н. Миронова.

 

 

Церковь Покрова Божией Матери. Село Зиновьево.

В 1628 г. здесь стояла деревянная церковь Николая Чудотворца В 1788 г.  начата постройка каменного храма с колокольней, который был освящён в 1796 г. С 1885г. к церкви с. Зиновьево была приписана церковь с. Ирково.  В 1929 г. был организован колхоз и церковь закрыли. Храм разорили, из риз сшили скоморошьи одежды для участников шумового оркестра, организованного в селе в начале 30-х годов. В церкви в тёплом приделе устроили детский сад, холодное помещение использовали под клуб. Колокольня разрушена в 1960 г. Теперь храм возвращён верующим и восстанавливается.

 

 Церковь Рождества Христова. Село Новосёлка.

В Смутное время церковь стояла в запустении, новая деревянная построена только в 1632 г. В 1784 г. церковь сгорела и на её месте была поставлена новая, так же деревянная церковь. Ныне существующая каменная церковь Рождества Христова с приделом Введения во храм Божией Матери была построена в 1826 г. вместо деревянной, стоявшей на другом месте (в середине села). В 1859 г. устроена каменная с железными решётками  ограда. В советское время храм закрыт и разорен.

 

 

Церковь Пророка Илии. Село Григорово.

Ныне существующая каменная церковь построена по прошению священника  Кодрата Григорьева (служил при храме с 1799 по 1839 гг.) и церковного старосты Родиона Феодорова на месте деревянной в 1808 – 1815 гг. на средства прихожан. Престолов в храме было два: в холодном храме – Пророка Илии, в теплом приделе – Казанской иконы Божией Матери. Причт состоял из священника и псаломщика.В советское время церковь закрыта и разорена, разрушены глава и колокольня.В настоящее время храм восстанавливается, ведутся регулярные Богослужения. 

 

 

 Церковь Вознесения Господня. Село Ново - Воскресенское.

Ново – Воскресенский приход в настоящем его виде существует с 1770 года.  В 1756 году по просьбе прихожан преосвященный Амвросий, епископ Перяславский и Дмитровский, разрешил построить новую церковь вместо обветшавшей. Сменивший его преосвященный Геннадий в 1770 году по просьбе генерал – аншефа Семёна Кирилловича Нарышкина разрешил перенести церковь из села Тимофеевское в вотчину его превосходительства деревню Воскресенское. С этого момента приход и получил название Ново-Воскресенского. В1865 году вместо деревянной церкви  устроен каменный храм с колокольней. Престолов три: в холодной – Вознесения Господня, в приделах – Архангела Михаила и великомученицы Параскевы (Пятницы). В том же году храм был освящен преосвященным Феофаном (Говоровым), епископом Владимирским, впоследствии затворником Вышенской пустыни, причисленному  к лику святых. Храм расписан фресками в 1910 году. 

В 1930-х годах церковь закрыта и разграблена. Ее приспособили под склад зерна. В последние десятилетия XX века храм подвергся значительным разрушениям. С 1997 года храм восстанавливается ведутся регулярные Богослужения. 

 Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александрова.

 

Обитель основана прп. Лукианом на месте чудесного явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Лукиан, родился близ г. Галича (Углича) около 1610 г. от благочестивых родителей Димитрия и Варвары и названного во Святом Крещении Иларионом. Грамоте, Священному Писанию, молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию 12-летний отрок обучался у своего отца. По его смерти, желая обрести опытного наставника в иноческих подвигах, Иларион обошел несколько обителей, но везде обращал на себя внимание своим высоким житием. В 1640 году он узнал о запустевшем храме Рождества Богородицы близ Александровской слободы. Найдя его полуразрушенным, он обнаружил чудотворную икону невредимой. Подвижник построил здесь себе келью и вскоре был пострижен пришедшим по промыслу Божию священником в монашество и именем Лукиан. Вместе восстановили они храм, позже к ним присоединились еще несколько человек. Но враг рода человеческого через недобрых людей, местных жителей, воздвиг гонение на подвижников. Братию разогнали, а Лукиана отправили в Москву, неправедно обвинив его в «нечистой жизни». Там он был определен на черную работу в Чудов монастырь. Вскоре из пределов архангельских прибыл к Патриарху инок вновь образованного там монастыря с просьбой благословить туда настоятеля. Патриарх, по совету Чудовского архимандрита Кирилла, рукоположил Лукиана в иеромонаха и в 1646 г. назначил настоятелем в архангельскую обитель.

Однако и там ожидали его многие скорби и неприязнь братии, которой строгий монастырский порядок Лукиана был не по душе. Лукиан не стал настаивать; возблагодарив за все Бога, он благословил братию и удалился в любимую им пустынь. Был снова изгнан, но через год вернулся с патриаршей благословенной грамотой. С ним пришло несколько человек, составивших духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Произошло это так. Живя в Чудовом монастыре, прп. Лукиан не мог умолчать о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной. Благочестивые люди из Москвы прониклись любовью и ревностью к этому святому месту. Они испросили у Царя и Патриарха выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а Лукиана утвердить настоятелем. Это третье начинание обители произошло в 1650 году. Не достигнув преклонных лет, подвижник подошел к порогу смертному. Преставился он в 1655 году, 8 сентября, в престольный праздник своей обители.

По плану 1824 г., в пустыни в то время были: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом вмч. Феодора Стратилата, больничный храм вмц. Екатерины, часовня прп. Лукиана, двухэтажный настоятельский и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус. Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. Он имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у стен монастыря традиционно собиралась осенняя многотысячная ярмарка. За оградой монастыря в гостинице для паломников размещалась церковноприходская школа.

В начале 1920-х гг. монастырь первым во Владимирской епархии был закрыт. Иноки, заранее предупрежденные о предстоящем аресте, покинули обитель. Все имущество поступило в музей, часть икон и святынь обители была поругана и уничтожена, а строения были переданы соседнему племенному совхозу. Местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы доныне остается неизвестным. В 1924 г. храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей. В 1925 г. в Екатерининском храме был устроен клуб. Часовня прп. Лукиана была разрушена в 1926 г., но Промыслом Божиим мощи Святого сохранились под спудом неповрежденными. Впоследствии церковные здания были переданы городской тюрьме для малолетних преступников. В 1970-х гг., в монастыре поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых. В 1988 г. монастырский комплекс передан для использования Александровскому комбинату искусственных кож, который использовал его как хозяйственную базу.

Лукианова пустынь в 1991 г. первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. К тому времени древний монастырь пришел в полный упадок. Открытие пустыни состоялось в 6-ю Неделю по Пасхе и оказалось связанным с обновлением крестного хода, установленного в 1771 г. В 1992 г. были обретены находившиеся более 350-и лет под спудом святые мощи прп. Лукиана.

 

Свято-Успенский женский монастырь.  Город Александров.

Успенский девичий монастырь был основан преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежительным.  Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью великомученика Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня.

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии. Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами. Славился монастырь двумя садами — игуменским и монастырским (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовыми аллеями (с 1883 года), пчельниками, прудами, многочисленными цветниками. Можно себе представить, в какое дивное селение, напоминающее об обителях Небесных, превратилась опустошенная царская вотчина трудом и молитвами нескольких поколений инокинь.

После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц. 13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе. После закрытия монастыря территория его официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство.

В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению. По воле Божией предстательством Пресвятой Богородицы, заступничеством преподобных основателей Лукиана и Корнилия 10 ноября 1991 года Успенская женская обитель открылась вновь.

 

Свято - Смоленская Зосимовоа мужская пустынь.

«Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка  и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец,  испросил открове¬ние воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и
пустынножительства, — он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия — правда, весьма немногочисленная  — появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, а в последствии заброшена и разрушена. В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году. Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение — малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры. Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.
Наконец, в 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: 
духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества. 17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день — на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия  рассеялась. В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. Началось возрождение  монастыря.

 

Церковный календарь

 

Полезные ссылки

 vladim

kirgach

kolchugino

petushinskoe

ur-polskogo 

map4

 

Яндекс.Метрика